Аджилити— относительно новый вид спорта с собакой, который был изобретен в Англии в конце 70-х годов и стремительно набирает популярность во всем мире.
Правила соревнований
Поскольку каждая полоса препятствий отличается от остальных, хэндлерам позволяют короткую пробежку по ней до начала соревнований. Во время неё все хэндлеры, соревнующиеся в определенном классе, могут идти или бежать вдоль полосы препятствий без собак, определяя, как именно нужно провести свою собаку по маршруту, чтобы получить самый точный и быстрый путь вокруг пронумерованных препятствий.
Пробная пробежка очень важна для успеха, потому что полоса препятствий включает различные повороты, даже развороты или поворот на 270°, может пересекать саму себя или использовать одно и то же препятствие несколько раз, может включать два препятствия так близко друг к другу, что собака и хэндлер могут запутаться, какое из них следующее, между хэндлером и собакой может быть другое препятствие или достаточно большое расстояние. Существуют карты полосы, показывающие маршрут движения по ней в виде фотографий. Карты обычно используются хэндлерами, чтобы им было легче составить свою стратегию. Такие карты чаще используются новичками. Печатные карты полосы аджилити, называемые картами препятствий, часто раздаются хэндлерам до участия, чтобы помочь им. Такая карта содержит изображения, указывающие положение и ориентацию всех препятствий, и числа, указывающие порядок прохождения препятствий. Изначально карты создавались вручную, но в настоящее время существует компьютерная программа, которая помогает их рисовать. Она называется «Clean Run Course Designer».
Каждая команда собаки и хэндлера имеет одну попытку пройти полосу успешно. Собака начинает от стартовой линии и руководимая хэндлером бежит, проходя все препятствия по порядку. Хэндлер обычно бежит рядом с собакой, направляя её голосовыми командами и жестами (положением рук, плеч, и ног). Поскольку скорость учитывается так же, как и точность, особенно в соревнованиях более высокого уровня, важно, чтобы старалась не только собака, но и её партнер. Результат пробегов зависит от того, сколько ошибок совершено. Штрафы могут даваться не только за ошибки в прохождении препятствий такие, как сбивание перекладины во время прыжка, но также и за ошибки времени, которые являются числом секунд, затраченных сверх стандартного расчетного времени полосы, которое в свою очередь определяется на основании уровня соревнований, сложности полосы, и других факторов.
Виды препятствий в аджилити
Горка
Два широких щита, обычно приблизительно метровой ширины и трехметровой длины, соединенных вместе и поднятых так, чтобы высота места соединения была примерно 1, 5-2 метра от земли, чтобы получился треугольник. На метр от земли щиты красятся в яркий цвет, обычно жёлтый, формируя зону контакта, на которую собака должна поместить по крайней мере одну лапу, поднимаясь и спускаясь. Большинство организаций требует, чтобы у горки были невысокие узкие, горизонтальные планки по всей длине составляющих её щитов, чтобы помочь собаке, бегущей вверх или вниз. Некоторые организации позволяют щитам в вершине горки быть более узкими, чем в основании.
Качели
Доска длиной 3-4 метра, которая может вращаться вокруг оси, как детские качели. Эта конструкция немного неуравновешена так, чтобы один из концов всегда лежал на основании. Это делается либо небольшим смещением оси относительно центра, либо нагружением одного из концов доски. У этого препятствия также есть зоны контакта. Однако, в отличие от других препятствий с контактными зонами, у качелей нет планок. Баланс качелей и вес доски должны быть такими, чтобы даже крошечная собака, такая как Чихуахуа, могла заставить верхний конец качелей опуститься в пределах разумного количества времени, определенного правилами организации (обычно приблизительно 2 секунды). Качели, наряду со слаломом, считаются одним из самых трудных препятствий, поскольку в жизни собака редко встречает движущиеся и балансирующие подобным образом объекты, и ей сложно к ним адаптироваться
Переход
Платформа размером метр на метр, расположенная на высоте чуть выше метра со скатами, спускающимися от основания с трех или четырёх сторон. Собака должна подняться на правильный скат и затем спуститься по скату, обозначенному хэндлером, возможно изменяя направление, если это потребуется. Это не часто используемое препятствием, главным образом из-за его размера.
Бум
Три доски длиной 3-4 метра и шириной 25-30 см, соединенные последовательно. Центральная доска поднята приблизительно на метр выше основания, так, чтобы две крайние доски сформировали скаты, идущие вниз к основанию от центральной доски. У этого препятствия также есть зоны контакта. Большинство организаций также требует планок на скатах бума.
Слалом
12 вертикальных стоек, каждая приблизительно 1 м высотой, расположенных на расстоянии примерно 50 см друг за другом, через которые собака должна пройти «змейкой» Собака должна всегда начинать с первой стойкой слева от неё, и не должна пропускать стойки. Для большинства собак слалом — одно из самых трудных препятствий
Подсчет очков и виды ошибок
У каждой организации есть свои собственные правила о том, что является ошибкой, и можно ли засчитать попытку, если были нарушения. Законченный пробег, который пройден в минимальное время при минимуме ошибок, остановок, и т. д., считается засчитанным. Чистым пробегом называют пробег без ошибок.
У различных организаций ошибками могут считаться следующие действия:
Ошибка времени: Использование для пробега большего количества времени, чем стандартное время полосы.
Потеря контакта: Собака не коснулась лапой зоны контакта, выполняя препятствие с зоной контакта.
Сбитая перекладина: Собака переместила или уронила перекладину, выполняя прыжок
Ошибка слалома: Вход между стойками не с той стороны (собака должна начать с первой стойки с левой стороны от неё), пропуск стойки, или движение назад в попытке пройти пропущенные стойки
Сход с маршрута: Ошибка в последовательности прохождения препятствий
Отказ: Собака подошла к правильному препятствию, но долго не решалась или отказалась его выполнять
Пропуск: Собака пробежала мимо препятствия
Ошибка хэндлера: Хэндлер преднамеренно — или, в некоторых случаях, случайно — коснулся собаки или препятствия
Повтор препятствия: Хэндлер направляет собаку, чтобы она повторила выполнение препятствия, которое она уже прошла, когда правила не позволяют этого. Штраф за это устанавливается организацией: хэндлер может быть прощен, команде могут снять очки, но разрешить продолжить, хэндлеру и собаке могут разрешить закончить их пробег, но за время прохождения примут максимальное время полосы препятствий, и так далее. У некоторых организаций нет никакого штрафа за повтор препятствия
Другие ошибки: Собака укусила судью или хэндлера, собака или хэндлер показали неспортивное поведение, собака убежала с ринга, хэндлер использовал игрушки или лакомство на ринге, собака бежала с ошейником (в организациях, которые запрещают ошейники во время пробега), и так далее.
Классы аджилити
Существование различных наборов препятствий и возможных ошибок делают возможным существование множества вариаций аджилити, которые называют классами. Типичная полоса препятствий расположена на площадке размером примерно 30 на 30 метров с расстоянием между препятствиями порядка 3-6 метров. Судьи могут создавать собственные полосы препятствий или выбрать какой-либо вариант из ранее использованных. Каждая организация решает, какие классы аджилити она будет поддерживать и какие правила соревнований будут использоваться для каждого, но среди классов есть много общего. Вот некоторые варианты классов аджилити:
Стандартный
Чаще всего, словом аджилити называют именно этот вид соревнований. Используется пронумерованная полоса препятствий, включающая обычно, по крайней мере, по одному препятствию каждого вида из препятствий с зоной контакта плюс препятствия для перепрыгивания, туннели и слаломы разных видов. Для новичков полоса чаще всего содержит порядка 15 препятствий, на высокоуровневых соревнованиях может использоваться до 22 препятствий. Собака должна преодолеть препятствия в правильном порядке в пределах стандартного времени полосы препятствий.
Джампинг
Используется пронумерованная полоса препятствий, состоящая преимущественно из различных препятствий для перепрыгивания. В зависимости от организации также могут быть включены различные типы слаломов и туннелей. Собака должна преодолеть препятствия в правильном порядке в пределах стандартного времени полосы препятствий. Собаки развивают самую быструю скорость на этих полосах препятствий, так как не используются препятствия с зоной контакта, которые замедляют животных.
Джекпот или Джокер
Используется непронумерованная полоса препятствий. Игра обычно состоит из двух частей, вводного периода и заключительного периода, также известного как джокер или джекпот. Во вводном периоде у собаки есть определенное количество времени, чтобы преодолевать любые препятствия по выбору хэндлера и накапливать очки, которые даются за выполненные препятствия. После этого начинается вторая часть соревнований. У собаки есть определенное небольшое количество времени (обычно примерно 15 секунд), чтобы выполнить последовательность препятствий, определяемых судьей заранее. Сложность заключается в том, что существует линия, за которую хэндлер не имеет права заступать, и которая обычно рисуется на земле параллельно полосе препятствий на расстоянии от 3 до 6 метров в зависимости от уровня соревнований.. Хэндлер должен выбрать такие препятствия во вводном периоде, чтобы максимально использовать навыки и опыт конкретной собаки. Последовательность препятствий должна быть такой, чтобы собака была в удобной позиции, чтобы немедленно начать проходить препятствия при начале второй части соревнований. Самая большая проблема состоит в управлении собакой на расстоянии.
Снукер
Вид аджилити, основанный по мотивам биллиардной игры Снукер. На полосе препятствий выставляются по крайней мере 3 красных препятствия для перепрыгивания, каждое из которых обозначается цифрой 1, и шесть других препятствий, пронумерованных цифрами от 2 до 7. Собака набирает очки, количество которых определяется номером препятствия. У этих соревнований также есть две части, вводная и заключительная. Во вводной последовательности собака должна пройти одно из препятствий под номером 1, затем любое препятствие со 2 по 7, потом следующее препятствие номер 1 и снова любое со 2 по 7 (включая то, что уже выполняла), и последнее препятствие номер 1, а за ним ещё одно любое со 2 по 7. После успешного завершения этого собака должна пройти препятствия со 2 по 7 по порядку, чтобы набрать дополнительные очки. Ошибки в выполнении этих действий, такие как сбитая перекладина или прохождение 2 красных препятствий подряд, приводит к проигрышу команды.
Эстафета
Две или три команды собака-хэндлер, каждая из которых по очереди выполняет часть стандартного курса аджилити, с хэндлерами, передающими друг другу эстафетную палочку.
Для того чтобы все собаки имели примерно равные возможности для победы, их делят на группы по размерам и опыту. Некоторые организации выделяют также специальные категории, например, группа собак с возрастом старше 7 лет или соревнования между командами, где хэндлеры несовершеннолетние. Также отдельные организации требуют, чтобы в их соревнованиях участвовали только чистопородные собаки, но на большинство соревнований допускаются собаки любых пород или беспородные, при условии, что они здоровы.